Невозможное возможно – как и почему развивается страхование жизни
Юргенс Игорь Юрьевич
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА), Национального союза страховщиков ответственности (НССО) до 25.11.2022 г., председатель совета директоров АО «Эксперт РА»
|
Как Вы оцениваете итоги 3 квартала 2020 года в области страхования жизни? Какую работу ведет ВСС по данному направлению в настоящее время?
Мы удовлетворены итогами 9 месяцев 2020 года, премия по страхованию жизни показала рост к трём кварталам 2019 года на 4%, что дано не каждому сегменту в период пандемии. Основным драйвером по-прежнему является накопительное страхование жизни (НСЖ). А прежний лидер – инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) – сбавил темпы, сборы по этому виду страхования снизились на 6%. И на 0,5% снизились сборы по кредитному страхованию. Всему этому есть объяснимая экономическая основа.
В течение целого ряда лет страхование жизни является драйвером всего рынка, обогнав моторное страхование, и это большое достижение. Это означает, что российское страхование входит в мейнстрим страхования европейского и мирового. Наше отставание было связано с низкой покупательной способностью российского населения, с психологическим настроем, когда страхование не является приоритетом семейного или корпоративного бюджета. Но как недавно сказал Президент Путин, у нас довольно серьезно подрос средний класс. И мы это в нашем случае и наблюдаем – у среднего класса есть желание, готовность и возможность страховать жизнь. И в период пандемии коронавируса мы видим это очень выпукло – и по страхованию жизни, и по страхованию здоровья.
Та относительно низкая база, с которой мы стартовали на российском рынке, позволяет прогнозировать и довольно значительный рост. Чем будет спокойнее и планомернее развитие экономики страны и, соответственно, домохозяйств, тем будет больше рост страхования. В настоящий момент мы, конечно, находимся под большим давлением общеэкономической ситуации, при которой доходы домохозяйств последние лет 8, к сожалению, стагнируют. Но показатели страхования жизни, рыночные тенденции, технологии и профессионалы, которые пришли в этот вид страхования, дигитализация, включение в экосистемы крупнейших банков – все это говорит за то, что этот вид страхования будет расти. К сожалению или к счастью, тенденция роста концентрации на этом рынке тоже совершенно понятна.
Если вспомнить дискуссии вокруг банкострахования, то мы исторически всегда думали, каким путем мы пойдем в его развитии - американским (когда страхование и банкострахование развиваются как совершенно разные области) или еверопейским (когда банкострахование десятилетиями было основной парадигмой страхового рынка в крупных еропейских странах)? И вот у нас начитает вырисовываться собственная картина развития банкострахования - на совершенно новом этапе и в результате совершенно других исторических причин, - отличная и от североамериканского рынка, и от европейского. С моей личной точки зрения, наш путь – это, в первую очередь, конечно, цифровизация, цифровые платформы и создание экосистем на базе крупных игроков-банков и соответствующая экономия на масштабах. Но это только моя гипотеза, я готов к тому, чтобы профессионалы с этим поспорили.
Как мы и подозревали, различные регуляторы, выходя из первой волны пандемии и еще не понимая, что входят во вторую, неизбежно оживляются и начинают усиленно регулировать, вводить новые нормы, требовать отчеты и т.д. Мы это видим каждый день. Несмотря на трагедию первой волны, мы тогда вздохнули свободно, потому что было декларировано и реализовано заметное дерегулирование - отчетов было меньше, посещений инспекторов не происходило и т.д. Но сейчас мы видим не совпавшую с пандемической вторую волну регулирования, которую я считаю излишней. Мы будем об этом говорить в ВСС, в РСПП и в ТПП, мы будем просить госорганы действовать поспокойнее. Когда в государстве становится меньше финансов (а их реально становится меньше – и в связи с пандемической ситуацией, и в связи с тем, что наши основные экономические партнеры – Европейский Союз и ряд азиатских стран – не в блестящем состоянии, и в связи с санкциями), государство заходит в тот сектор, который всегда был частным. В страховании мы это видим и переживаем.
Несмотря на это, нам есть чем гордиться, и не только по страхованию жизни, но и по другим видам, где мы не так просели, как предсказывали многие эксперты и аналитики.
Что касается работы ВСС по направлению страхования жизни, мы отмечаем успехи Виктора Дубровина, который влился в команду вице-президентов ВСС очень масштабно и профессионально. На этом участке чувствуется серьезное оживление, сейчас формируется соответствующий комитет и усиливается его работа.